Смотреть онлайн!

Работа в токсичной компании: как восстановиться и не попасть на крючок снова

Работа в токсичной компании: как восстановиться и не попасть на крючок снова
Я не понаслышке знаю, что такое профессиональное и эмоциональное выгорание. Помню чувство, с которым ждал выходных – как день рождения или Рождества. Такой терпкий привкус имеет эмоциональное выгорание. И это не проходит быстро (увы). Профессиональное выгорание обычно где-то рядом. Иногда они догоняют нас одновременно, иногда – поочередно. И это может привести к внутренней пустоте, потому что по вопросу: «А тем ли я занимаюсь?» хочется задать себе вопрос: «А что я чувствую? И чувствую ли вообще?».

Мое выгорание стало следствием работы в токсичной компании с корпоративной культурой, которая мне совсем не близка.

С каждым рабочим днем все больше разочаровалась в себе и в том, что делаю.
С каждым днем количество вопросов в моей голове увеличивалось, а ответов не было.
Мне все чаще ничего не хотелось, кроме теплого пледа и чашки горячего домашнего чая. Не хотелось общения, встреч и всего, на что нужны сверхусилия.
Я убеждена, что восстановление после работы в токсичной компании нуждается в комплексном подходе. Как помочь себе эффективно?

Качественный отдых

Поскольку чаще всего освобождение от токсичной компании сопровождается эмоциональным или профессиональным выгоранием, важно позволить себе качественный отдых. Перезагрузка поможет проветрить голову и сделать ход мыслей. Место не важно: отдых в тёплых странах или уединение в деревне или в горах. Главное – восстановить энергетический баланс. После этого обычно возникает желание двигаться дальше. Я убеждена, что только после такой перезагрузки человек готов к поиску новой компании.

Самоанализ через утренние страницы и дневник благодарения
Поскольку опыт работы в токсичных компаниях не проходит бесследно, очень важно его проработать, подвести итоги. Можно обратиться к специалисту – психологу или коуча, или проанализировать неприятные эмоции самостоятельно, например, через утренние страницы и благодарения.

Метод выписки своих мнений очень эффективен. О нем написала в своей книге «Путь художника» Джулия Кэмерон. Следует каждое утро посвятить этому занятию около 15 минут и написать 3 страницы того, что есть в уме. Это помогает освободиться от ненужных мнений. Когда пчелиный улей из мыслей в голове гудит тише – дышится гораздо легче.

Добавьте в свою жизнь больше жизни

Это поможет не сконцентрироваться на пережитом неприятном опыте работы в токсичной компании. Найдите отдушину, которая будет наполнять вас. Можно использовать технику – колесо баланса. Выделите 8 сфер, из которых состоит ваша жизнь, и проанализируйте, на сколько баллов из 10 можете оценить удовлетворенность каждой из них. Например, здоровье может быть на отметке 6 баллов, а саморазвитие – 3 балла.
Так вы определяете для себя те сферы, которые нуждаются в вашем внимании. Цель – фокусироваться не только на работе, а на других, не менее важных аспектах жизни. Помню, когда я испытывала последствия работы в токсичной компании, постоянно прокручивала в голове неприятные моменты, концентрировалась на них и теряла энергию. Но впоследствии сфокусировалась на спорте и саморазвитии. Бег по утрам стал для меня личной медитацией. Саморазвитие показало, что мир не ограничен работодателем, с которым мы разошлись.

Ориентируйтесь на будущее

Важно не зацикливаться на прошлом, ведь только будущее можно изменить. Как сделать все, чтобы больше не попадать в токсичные компании и не разочаровываться? Ответ прост: правильно выбирать нового работодателя.

Вспомните, что рынок труда не просто так называется рынком. Мы выбираем и выбирают нас. Проанализируйте все компании, с которыми хотелось бы работать, и составьте себе список «компаний мечты». Стучите сами – не ждите, когда появятся вакансии.
Углубляйтесь в детали и узнайте о компании больше. Чтобы компания не оказалась токсичной, проанализируйте ее ценности и корпоративную культуру, стиль управления и то, как сотрудники проводят свой досуг, что пишет о себе компания и как себя позиционирует.
Найдите возможность поговорить с сотрудниками этой компании – нынешними или бывшими, и узнать, какие действительно рабочие будни и коммуникация руководителей с подчиненными.

Составьте список всего, что вам важно в компании. Все индивидуально: для кого-то – регулярная обратная связь от руководителя и возможность высказать свои взгляды, для другого – это разрешение иногда работать из дома. Так легче ориентироваться в поиске сразу понятно, какой работодатель может предложить то, что вам нужно.

Посмотрите пошире и на свою мотивацию. Это ведь не только о деньгах. Я люблю использовать в своей работе методику «Якорные карьеры» Эдгара Шейна. Она помогает осознать, что вам еще важно, кроме заработной платы. Понять, отвечает ли вашим потребностям новый потенциальный работодатель. Для кого-то важна управленческая роль, для кого-то – стабильность или баланс всех сфер жизни, или глубокий смысл даже в привычных рутинных функциях.

Будьте внимательны на собеседовании. Обратите внимание, как строится диалог с рекрутером и что вы чувствуете. Задайте важные для вас вопросы HR-специалисту, проанализируйте ответы. Наблюдайте за всем, что происходит, и прислушайтесь к себе. Собеседование может подсветить множество нюансов.
Даже после получения оффера возьмите время, чтобы все обдумать. Не торопитесь с решением, пусть оно было взвешенным. Если возникают сомнения – не игнорируйте интуицию. Полезно проговорить свои тревоги с человеком, которому доверяете, другом или наставником.
06 май 2023, Суббота
13840
Опубликовано в категории: Управление персоналом

author Автор: Артём Маслов. Соавтор: Олег Титов