Смотреть онлайн!

Stay-интервью: как предотвратить увольнение ценных сотрудников

04 май 2023, Четверг
14670
Опубликовано в категории: Управление персоналом
Stay-интервью: как предотвратить увольнение ценных сотрудников
Когда речь идет о хороших специалистах на критически важных для компании должностях, руководители и HR-специалисты вполне закономерно хотят избежать увольнения таких людей. Конечно, всегда есть определенный процент людей, которые хотят просто изменить свою жизнь и не видят дальнейшие перспективы на конкретной работе. В таком случае у компании мало рычагов влияния на ситуацию. Однако многие и те, кто охотно продолжил бы сотрудничество, если устранить факторы, мешающие персональному комфорту работника. Поговорим о stay-интервью как эффективном инструменте, предотвращающем потере ценных работников.

Чем это интервью отличается от исходного?

Иногда stay-интервью по ошибке ассоциируют с исходным. Они несколько похожи.

Оба интервью дают представление о том, как улучшить атмосферу в коллективе. Часто бывает так, что человек попадает на хорошую должность в компанию, которая ему нравится, но не может хорошо адаптироваться к коллективу, если там есть токсичные тенденции. Когда руководитель и HR специалист не знают об этих проблемах, они могут их просто пропустить. Поэтому stay-интервью помогает узнать трудности, с которыми работник может сталкиваться в коллективе.

Оба интервью также направлены на то, чтобы услышать мнение работника, что ему не нравится в организации рабочих процессов и условиях труда. Например, иногда бесперебойная работа компании (особенно – в кризисные периоды) может частично держаться на том, что работники выполняют больше задач, чем предусмотрено их обязанностями, трудовым договором и должностной инструкцией. Такая ситуация может по накопительному принципу приводить к выгоранию и тому, что человек перестает считать условия труда справедливыми и комфортными для себя.

Итак, stay-интервью и исходное интервью схожи. Однако отличаются по существу и целям. Исходное интервью HR-специалист проводит с работником, который находится на этапе увольнения. Что касается stay-интервью, то оно проводится с действующим работником и дает больше возможностей: внести обоснованные изменения в работу и не допустить того, чтобы компетентные работники увольнялись.

Что нужно знать перед тем, как провести stay-интервью?

Ключевой вопрос – кто его будет проводить. На первый взгляд, логичным может показаться, если это будет делать именно руководитель, поскольку такая позиция показала его заинтересованность и неравнодушие. Однако иногда причина недовольства работников может заключаться именно в недостаточно продуманном стиле руководства. И тогда попытка самостоятельно проводить stay-интервью приведет к тому, что устроитель не сможет получить от респондентов искренних ответов. Поэтому здесь руководителю следует смотреть на этот вопрос самокритично и, возможно, доверить такую задачу HR-специалисту, с которым работники смогли бы быть более искренними.

Второй вопрос – с кем проводится этот формат интервью. Можно было бы сказать, что периодически его следует проводить со всеми работниками, однако есть определенная приоритетность. Прежде всего, stay-интервью является инструментом, чтобы сохранить на работе ценных работников, которым было бы долго и дорого искать замену.

Еще один важный аспект – подготовиться к возможной критике. Такое интервью проводится с тем, чтобы выявить реальные проблемы компании, мешающие работникам получать радость от сотрудничества. Поэтому отправляться на него с целью услышать комплименты, общие положительные фразы или обменяться любезностями было бы недальновидно. А там, где речь идет о критике, должна быть честность. Не бойтесь, если вы не сможете сразу ответить на какие-либо вопросы или сетования работника. Главное – проявить неравнодушие, показать заинтересованность и оговорить, сколько времени вам нужно для изучения проблемы и ее дальнейшего решения.

Ну и напоследок стоит помнить о предмете и теме stay-интервью. В нем идет речь не об эффективности или показателях работы компании, а о неудовлетворенных потребностях ее работников и причинах такой ситуации. Поэтому очень важно, чтобы в ходе беседы ее фокус и главные акценты не смещались.

Продолжительность интервью и вопросы

Специфика stay-интервью предполагает, что оно должно быть кратким – до 30 минут. Нецелесообразно, когда оно длиннее времени, поскольку собеседник устает и может начать отвечать формально, избегая острых и болезненных для себя тем. Соответственно, вопросов тоже не должно быть слишком много. Не пытайтесь узнать все, акцентируйтесь на ключевом, чтобы от главных проблем не перевести внимание на малозначительные мелочи, искажающие обратную связь.

Очень важно избегать закрытых вопросов вроде того, нравится ли работнику компания и заработная плата. Их нужно максимально конкретизировать, чтобы получить больше информации о полной картине. Например, можно спросить, что именно нравится в компании и ее сотрудничеству с коллективом, а что стоило бы улучшить, чего не хватает. Это даст более развернутые ответы.

В целом следует ставить вопрос о:

коллективе
условиях работы в компании
любопытство задач
вознаграждение (зарплата, соцпакет)
стиль руководства
перспективы профессионального развития и карьеры
баланс работы и жизни
Важный психологический аспект

Чтобы получить максимально полную информацию должна быть готовность к тому, чтобы ее услышать. Иногда HR-специалист допускает во время такого общения критическую ошибку – он боится конкретизировать болезненную тему и пытается переключиться на следующие вопросы, получив по ней базовую информацию.

Но если работник проявляет доверие и пытается говорить, следует воспользоваться этой ситуацией и задавать уточняющие вопросы. Это обезопасит от дальнейшего искажения информации, когда, не получив исчерпывающих данных, рекрутер потом просто додумывает ситуацию на основе того, как видит ее он. Поэтому конечная картина в таких сценариях общения может не совпадать с тем смыслом, который действительно закладывал работник.

В общем, stay-интервью может быть не слишком приятным форматом как для руководителя, так и для HR-специалиста. Придется услышать критику, узнать проблемы и зоны дискомфорта работников, к работе над которыми придется приложить усилия. Однако роль этого интервью в укреплении отношений со специалистами и удержании талантов весома. Если люди честно говорят, они обычно открыты к диалогу и верят в хорошие изменения.

author Автор: Артём Маслов. Соавтор: Людмила Ковалева