Смотреть онлайн!

Как оценить менеджерские компетенции - рассказывает Артемий Титов (HR Moscow Marketing Agency)

09 февраль 2022, Среда
12600
Опубликовано в категории: Рекрутинг
Как оценить менеджерские компетенции - рассказывает Артемий Титов (HR Moscow Marketing Agency)
Менеджерские компетенции – знания, умения, навыки, личностные характеристики, помогающие руководителям эффективно организовывать работу подчиненных и обеспечивать выполнение определенных задач. Нет четко определенного списка менеджерских компетенций. В профессиональной литературе можно встретить множество вариантов. Так, в книге "Компетенции на работе" Лайл М. Спенсер и Сайн М. Спенсер описывают следующие:

Развитие других. Эту компетенцию можно назвать: обучение и тренинги; обеспечение развития подчиненных; коучинг; обеспечение поддержки
Командная работа и сотрудничество (управление командой; разрешение конфликтов; управление климатом в коллективе; мотивация других)
Командное лидерство (управление и мотивация группы, забота о подчиненных, руководство)

Если проанализировать пять функций управления, а именно: планирование, организацию работы, мотивацию работников, координацию и контроль, то можно определить следующие менеджерские компетенции:

Планирование
Организация своей работы и работы подчиненных
Принятие решений
Умение мотивировать подчиненных
Самомотивация
Умение предоставлять обратную связь
Организация эффективного и корректного контроля подчиненных
Также среди требований к кандидатам на руководящие должности довольно часто можно встретить следующие характеристики:

Умение аргументировано обосновать свою точку зрения
Способность организовать эффективную работу в команде
Стрессоустойчивость
Понимание своих и чужих мотивов
Способность анализировать большой объем информации, видеть альтернативные решения
Способность выдерживать большую нагрузку
Открытость к инновациям
Стремление к развитию и обучению
Эмоциональный интеллект
Гибкость
Адаптация к изменениям

Считается, что менеджерские компетенции универсальны. Однако нельзя недооценивать влияние стратегии и целей компании на формирование модели компетенций, в частности руководителей. К примеру, в книге «Победить с помощью инноваций» профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Ташмен и профессор высшей школы бизнеса Стэнфордского университета Чарльз О'Райли описывают качества руководителя, которые он должен проявить, когда компания находится в переходном периоде. Среди них:

Стратегическое мышление
Способность наладить эмоциональный контакт с работниками на любом уровне
Мотивация работников на достижение общей цели
Эмпатия
Уверенность в своих способностях и способностях других
Организация мероприятий, чтобы отметить пройденный этап
Способность помогать работникам справляться со стрессом, который может быть вызван резкими изменениями
Способность укреплять новое видение и новую культуру
Преданность
Эффективность
Способность быть образцом желанного поведения

Обычно менеджерские компетенции относятся к soft skills, которые не всегда поддаются коррекции или развитию посредством обучения, тренингам или наставничеству. Например, такие компетенции, как стрессоустойчивость, эмпатия, положительное отношение к людям, нуждаются в развитии значительных усилий и высоком уровне самомотивации работника. Поэтому все больше компаний при подборе персонала в первую очередь обращают внимание на soft skills.

Рассмотрим вопросы, которые помогут на собеседовании с кандидатом на руководящие позиции выявить уровень развития его менеджерских компетенций:

Как вы понимаете роль руководителя в организации?
Кто был вашим любимым руководителем? Почему?
С каким типом личности вам легче всего работать? Почему?
Какой результат работы в нашей компании за период трех месяцев вас бы удовлетворил?
Какие методы, техники, приложения вы используете для организации своей работы подчиненных?
Какие черты характера, на ваш взгляд, обязательны для руководителя? Почему?
Является ли каждый руководитель лидером?
Какой опыт был сложным? С чем это связано? Как вы справились с этой ситуацией? Анализируя этот опыт, что бы вы сделали по-другому?
Кто / что больше всего повлияло / повлияло на вашу карьеру?
Критика – это хорошо или плохо? Почему?
Опишите свою команду, с которой вы работали
Как вы убеждали своих подчиненных выполнить незапланированную работу?
Если ваш отдел не достиг поставленных целей, как вы выразите свое недовольство?
Почему работники увольняются с работы/меняют место работы?
Из-за чего возникали конфликты с подчиненными?
Ваш подчиненный предлагает идею, которая пока неактуальна, какой будет ваша обратная связь?
Как вы составляете план работы вашего отдела? Опишите ваши действия
Вам доверяли коллеги? Как вы это понимали?
Вы понимаете, что работа не будет выполнена в срок. Какими будут ваши действия?
Почему некоторые руководители не заинтересованы в развитии своих подчиненных?
У вас была в компании введена система оценки персонала? Если да, по каким критериям вы оценивали своих подчиненных, опишите план развития одного из ваших подчиненных.
Как вы «отмечали» работников своего отдела, добившихся высоких результатов?
Какие задачи вы делегировали своим подчиненным?
Ваш руководитель недоволен работой вашего подчиненного. Ваши действия?
Какие способы мотивации вы использовали в работе с подчиненными?

Если говорить о работе над менеджерскими компетенциями, следует помнить, что:

Обучение и развитие – это непрерывный процесс
Развитие, как и любой процесс, требует планирования и упорядочения
При обучении следует использовать комплексный подход: использовать разные формы обучения
Развитие невозможно без любознательности
Обратная связь – необходимый элемент обучения

author Автор: Артём Маслов. Соавтор: Мия Соколова