Смотреть онлайн!

Как оценить и развивать креативность

Как оценить и развивать креативность
Если рассматривать креативность как компетенцию, в первую очередь следует дать этому понятию четкое определение и прописать поведенческие индикаторы. Это позволит избежать недоразумений и конфликтных ситуаций.

Относительно оценки компетенции на собеседовании можно рассмотреть готовые кейсы кандидата (его наработки, примеры работ, идеи).

Примеры вопросов оценки креативности

Вы проводите лекцию о креативных методах работы. Как бы вы объяснили слушателям, что такое креативность?
Вас заинтересовала вакансия. Одним из требований является креативность. Как вы продемонстрируете это качество на собеседовании?
Расскажите о ситуации, которую пришлось разрешать необычным способом. Каков был результат?
Расскажите об инновациях, предложенных на своем предыдущем месте работы. Удалось ли их воплотить? Если да, как именно? Если нет, то почему?
Когда вы с коллегами обсуждаете работу, о чем чаще всего идет речь?
Какие условия нужны для того, чтобы вы могли предлагать креативные решения?
Что для вас инновации?
Вы – консультант компании. Что бы вы посоветовали руководителю по развитию творческого потенциала работников?
По вашему мнению, когда у человечества зародилось креативное мышление?

Не всегда креативность приводит к созданию творческих продуктов деятельности. Часто креативность проявляется только в мечтах и не связана с реальностью. Именно поэтому психологи говорят о «наивной» и «культурной» креативности. «Наивная» креативность – это «незрелая» способность создавать что-нибудь новое. Она есть у большинства детей, но с возрастом слабеет. Действительно, детьми все мы придумывали истории, игры, создавали из обычных цветков удивительных кукол; все мы танцевали, пели, декламировали стихи. Но со временем мы не только потеряли эти навыки, но даже забыли о них. «Культурная» креативность – способность к продуктивному творчеству, базирующаяся на опыте и интеллектуальных способностях.

Креативность относится к soft skills, которые можно развивать. Рассмотрим несколько техник.

Фрирайтинг. Техника поиска креативных решений. В своей книге "Фрирайтинг" Марк Леви сформулировал основные положения этой техники.

Возьмите чистый лист бумаги (или откройте файл). Расслабьтесь.
Установите время письма (максимум 20 минут)
Начните писать. Не обращайте внимания на ошибки.
Пишите быстро и все, что придет в голову
Не бойтесь переходить с темы на тему. Это нормально.
Во время этого занятия задавайте себе в письменном виде вопросы. Доказывайте свое мнение. Несколько аргументов может привести вас к неожиданным выводам и креативным решениям.

Этот метод использовала Джулия Камерон в своей книге «Путь художника». «Три страницы того, что придет в голову, вот и все, что от вас требуется. Если ничего не пришло в голову, записывайте: «Ничего не приходит в голову». Так и поступайте, пока не заполните все три страницы», – такое упражнение рекомендует автор делать каждое утро.

Множественные перспективы Леонардо да Винчи

Да Винчи считал, если не взглянуть на проблему как минимум с трех сторон, информации для ее понимания недостаточно. Так, при создании первого велосипеда изобретатель смотрел на него с точки зрения инвестора, потребителя-велосипедиста и городов, в которых велосипед будет использоваться, а затем объединил. Как работать с этой техникой?

В первую очередь запишите проблему со своей точки зрения.
Затем запишите ее с точки зрения как минимум двух человек, имеющих отношение к этой проблеме.
Соедините эти взгляды в одной формулировке.
К примеру, вам нужно закрыть вакансию, но старые методы не работают. Опишите вакансию так, как вы видите. Дальше так, как видят ее кандидаты, ваши работники, директор компании. Совместите все эти множественные перспективы в одной формулировке.

Что мы можем делать для развития креативности?

Развивать мировоззрение (художественная литература, в частности фантастика, научная литература, документальные фильмы, биографии выдающихся людей)
отходить от шаблонного мышления
проявлять независимость суждений
задавать себе вопрос: как можно по-другому сделать? Какие еще есть варианты? Что будет, если...?
рисовать
выполнять повседневные действия по-новому (автоматизм «убивает» креативность)

Как компаниям развивать творческий потенциал собственных работников?

Ввести креативность в список корпоративных ценностей. Культивировать креативность на уровне компании.
Создавать атмосферу, которая будет вдохновлять творчество (отсутствие критики на этапе генерации идей, открытость новому, поддержка инноваций, доверие, демократический стиль управления)

Развитие базы знаний и умений (накопление и систематизация того запаса знаний, на основе которого можно создавать что-нибудь новое, а также развитие навыков, необходимых для такой деятельности; как вариант, создать библиотеку знаний компании, запустить процесс развития и обучения персонала, разработать индивидуальные планы развития работников). После обучения сразу же давать задания и проекты, в которых можно применять полученные знания и навыки. Важно, чтобы на выходе получил продукт или инновации к продукту.
08 февраль 2022, Вторник
9030
Опубликовано в категории: Рекрутинг

author Автор: Артём Маслов. Соавтор: Оксана Котлова