Смотреть онлайн!

Как провести мозговой штурм: 8 важных условий

Как провести мозговой штурм: 8 важных условий
Мозговой штурм часто воспринимается как несерьезная игра, развлекающая ее участников, но не приносящая пользы для бизнеса. Почему существует такое мнение? Прежде всего из-за стереотипного мышления: идея не может рождаться легко (как же без мучений творчества). Во-вторых, действительно, мозговой штурм будет эффективным только в компаниях с сильной корпоративной культурой, в которых поощряются идеи, новые взгляды, креативный подход и нет наказания за ошибочное решение. В-третьих, из-за некорректного проведения самого мозгового штурма.

Рассмотрим принципы проведения мозгового штурма

1. Атмосфера
Важно создать пространство, в котором каждый участник будет чувствовать себя свободно и сможет выражать свое мнение без риска быть осужденным, даже если его мнение является спорным.

В литературе много информации о том, что классическая музыка вдохновляет на творчество. К примеру, Эйнштейна вдохновляли произведения Бетховена и Моцарта. Так что можем включить произведения классиков.

Создаем атмосферу игры и юмора. Подобная атмосфера побуждает к креативности. Уменьшается напряжение и официальность. Участники перестают мыслить шаблонно по алгоритму. Возникает спонтанность и неординарность мышления.

2. НЕТ критике
Мы не делаем замечаний, не используем фразы типа: «Это нереально сделать; это невозможно; это уже было; мы так делали, ничего не вышло; это неэффективно». Договариваемся с участниками, что вместо формы «Да, но...» будем использовать «Да и...»

3. Отказ от предположений
Это позволит взглянуть на новые идеи беспристрастно. Например, если отказаться от предположения, что студенты неответственно относятся к работе, можно найти взаимовыгодную для всех сторон форму сотрудничества.

4. Ведущий
Обязательно должен быть человек, который направляет участников, удерживает концентрацию внимания в группе, устраняет отвлекающие факторы, поддерживает творческую атмосферу, не дает возможность вернуться к шаблонному тривиальному мышлению.

5. Участники
Следует пригласить работников разных подразделений, с разным опытом работы, уровнем подготовки вопроса. Довольно часто интересные идеи предлагают те участники, которые далеки от ситуации. Они не сталкивались с ответом "Это невозможно", не знают ограничений, поэтому их мозг более "открыт" к генерации новых идей.

6. Проблема
Перед тем, как начать мозговой штурм, следует переформулировать проблему несколько раз разными способами. Это позволит рассмотреть ее с разных сторон. Можем сделать его более глобальным или, наоборот, конкретным. Можем изменить слова на синонимы, или перефразировать задачу. Хороший эффект дает использование вопросов: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как?

Максимально конкретное определение проблемы поможет сформулировать задачу. Следует помнить, что настоящая проблема может быть не та, которая находится на поверхности. Задавайте вопросы, «раскручивайте» ситуацию.

К примеру, вопрос подбора персонала: как расширить количество источников поиска кандидатов? Отвечаем на вопросы:

Вас интересует конкретная вакансия или в общем подбор персонала для компании?
Это насущный вопрос или на перспективу?
Кто еще связан с этой проблемой, имеет ресурсы, доступ к полезной информации и заинтересован в решении вопроса?
Что: какие требования, сложности, выгоды, недостатки, преимущества этой ситуации?
Где: критические места проблемы?
Почему и как возникла данная ситуация?
Какие действия были предприняты или предпринимаются сейчас?

7. Визуализация
Идеи можно записывать на клейких стикерах и прикреплять на доску/стену. Это позволит легко и быстро изменять их порядок. Также удобно использовать доску фасилитатора.

Пусть результаты мозгового штурма всегда будут перед глазами. Важно демонстрировать, что эти идеи важны для компании.

8. Оценка
В конце мозгового штурма идеи формируем в три группы:

Идеи, которые полезны сейчас
Идеи для дальнейшего исследования
Новые подходы к решению проблемы
Рассмотрим на примере один из методов, которые можно применять при проведении мозгового штурма – диаграмму Ишикава. Эта диаграмма по своему виду известна еще как диаграмма «рыбьей кости». Это один из способов визуальной организации и анализа всех факторов, которые могут повлиять на конкретную ситуацию.

Чтобы составить диаграмму проблемы Ишика, необходимо записать ее в «голове рыбы» и определить «ребра» – основные категории причин существования проблемы. Дальше сплотить более мелкие причины вокруг этих «ребер». После этого по каждой причине ставим вопрос «Почему это происходит?».

К примеру, анализируем проблему: недостаточное количество кандидатов на вакансии в нашей компании.

Шаг 1. Определяем нашу цель: "Достаточное количество кандидатов". Записываем ее в «голову рыбы» (она будет в правой части диаграммы). Рисуем от нее прямую линию (это будет хребет рыбы).

Шаг 2. Проводим мозговой штурм для определения категорий основных причин (ребра рыбы). К примеру, EVP, источники поиска, процесс рекрутинга в компании, продукт.

Шаг 3. Более мелкие причины группируем вокруг этих ребер. Например, к EVP: уровень ЗУ, репутация продукта на рынке, условия труда, возможность развития и т.д.

Шаг 4. К каждой причине ставим вопрос «Как это может улучшить/реализовать?» К примеру, уровень ЗП: мониторинг рынка, просмотр ЗП. Ответы записываем как идеи справа от ребер.

Этот метод лучше раскрывается при проведении нескольких встреч в формате мозгового штурма.
02 май 2023, Вторник
10490
Опубликовано в категории: Лидерство

author Автор: Артём Маслов. Соавтор: Оксана Котлова