Положительный интеллект: почему он важен? Стратегии развития PQ
Человечество ко всему подходит рационально: любую ситуацию мы стараемся объяснить, любому событию дать логическое объяснение и найти закономерность в совершенно, на первый взгляд, разных вещах. Мы создали множество теорий мотивации, чтобы понять, что же побуждает человека к действиям, руководит его поведением. Но, если честно, так и не изобрели универсальную формулу.
Это относится и к понятию интеллекта. Мы объединяем разные способности людей, миксуем их качества, пытаясь воспроизвести «идеальный образ человека», но в результате еще больше себя запутываем в условностях, формулировках, терминологии. В литературе иногда появляется информация о новых видах интеллекта, описываются новые подходы к этому понятию. Совершим небольшой экскурс.
Одним из самых известных является ментальный интеллект или IQ. В его структуру входят:
Осведомленность. Формируется воспитанием, обучением, образом жизни.
Предпосылки интеллекта. Сюда относятся память, аналитические возможности, эмоционально-волевая сфера. Их развитие зависит как от биологических факторов, так и от воспитания.
Собственно интеллект, то есть ядро интеллекта: способность делать выводы, решать задачи. Дается на генетическом уровне.
Популярными тестами для измерения уровня IQ являются тесты Векслера и прогрессивные матрицы Равена.
В 1983 году американский психолог Говард Гарднер опубликовал монографию "Frames of mind", в которой изложил теорию множественного интеллекта. Согласно этой теории человек имеет ряд интеллектуальных способностей, а именно:
Вербально-лингвистический интеллект
Логико-математический интеллект
Визуально-пространственный интеллект
Кинестетический интеллект
Музыкальный интеллект
Межличностный интеллект
Внутриличностный интеллект
Натуралистический интеллект
Экзистенциальный интеллект
Какие-то из этих способностей мы проявляем с легкостью, при больших усилиях.
Со временем израильский психолог Р. Бар-Он ввел понятие «коэффициент эмоциональности» и предложил новый тест (EQ-I) для его измерения. С помощью теста можно исследовать 5 сфер: внутриличностную, межличностную, сферу адаптивности, сферу управления стрессом, сферу общего настроения. В общей сложности тест содержит 16 шкал.
В 1995 году вышла книга Д.Гоулмана "Emotional Intelligence", в которой автор презентует "смешанную" модель эмоционального интеллекта:
самопознание – способность идентифицировать собственные эмоции, собственную мотивацию при принятии решений
саморегуляция – способность контролировать собственные эмоции
мотивация – способность пытаться достигать цели
эмпатия – способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям
социальные навыки – способность строить отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении
Именно эта модель EI на сегодняшний день является наиболее популярной.
Также выделяют социальный интеллект как совокупность способностей, определяющих успеваемость социального взаимодействия.
Американский коуч Стивен Кови описывает четыре вида интеллекта:
Физический интеллект
Ментальный интеллект
Эмоциональный интеллект
Духовный интеллект
Сравнительно недавно в литературе появилось понятие положительного интеллекта. Остановимся на нем более подробно. Положительный интеллект – это способность думать положительно, работать над своими деструктивными мыслями сразу после их появления, видеть ситуацию с разных сторон, найти приемлемое решение.
Ширзад Чамин в одноименной книге отмечает: «Позитивный интеллект указывает на вашу способность контролировать свой разум и на то, насколько его работа полезна вам. Вот почему уровень вашего положительного интеллекта определяет, в какой степени вы используете свой истинный потенциал».
Некоторые специалисты считают его надстройкой к эмоциональному интеллекту. Положительный интеллект основан на таких свойствах, как оптимизм, положительное мышление.
PQ – коэффициент положительного интеллекта. Он демонстрирует, сколько в процентах времени наш мозг работает на нас, а сколько против. Например, PQ 60% указывает, что 60% времени является нашим союзником и 40% – врагом.
На этом этапе мы ослабляем «вредителей», к которым относятся привычки и стереотипы мышления, такие как:
Перфекционизм
Предоставление всему оценке
Стремление всем понравиться
Стремление быть гиперуспешным
Позиция жертвы
Поиск во всем рациональности
Слишком жесткий контроль
Неугомонность
Игнорирование проблем, маскировка такого поведения под положительность
2. Усилить следующие свои умения:
Исследовать
Сопереживать себе и другим
Создавать новые подходы и нестандартные решения
Выбирать тот путь, который отвечает вашим ценностям
Делать решительные и активные действия, без ограничений, вмешательств, отвлечений, которые могут исходить от «вредителей»
3. «Прокачка» положительного интеллекта. Важно фокусироваться на положительных мыслях, изменениях, событиях
Например, можно вести дневник «Что положительного произошло сегодня» или «Дневник успеха», где отмечать каждый день свои достижения даже незначительные.
Каким бы видом интеллекта человек не заинтересовался, важнее то, что он изъявил желание изучать и совершенствовать себя.
Это относится и к понятию интеллекта. Мы объединяем разные способности людей, миксуем их качества, пытаясь воспроизвести «идеальный образ человека», но в результате еще больше себя запутываем в условностях, формулировках, терминологии. В литературе иногда появляется информация о новых видах интеллекта, описываются новые подходы к этому понятию. Совершим небольшой экскурс.
Одним из самых известных является ментальный интеллект или IQ. В его структуру входят:
Осведомленность. Формируется воспитанием, обучением, образом жизни.
Предпосылки интеллекта. Сюда относятся память, аналитические возможности, эмоционально-волевая сфера. Их развитие зависит как от биологических факторов, так и от воспитания.
Собственно интеллект, то есть ядро интеллекта: способность делать выводы, решать задачи. Дается на генетическом уровне.
Популярными тестами для измерения уровня IQ являются тесты Векслера и прогрессивные матрицы Равена.
В 1983 году американский психолог Говард Гарднер опубликовал монографию "Frames of mind", в которой изложил теорию множественного интеллекта. Согласно этой теории человек имеет ряд интеллектуальных способностей, а именно:
Вербально-лингвистический интеллект
Логико-математический интеллект
Визуально-пространственный интеллект
Кинестетический интеллект
Музыкальный интеллект
Межличностный интеллект
Внутриличностный интеллект
Натуралистический интеллект
Экзистенциальный интеллект
Какие-то из этих способностей мы проявляем с легкостью, при больших усилиях.
Со временем израильский психолог Р. Бар-Он ввел понятие «коэффициент эмоциональности» и предложил новый тест (EQ-I) для его измерения. С помощью теста можно исследовать 5 сфер: внутриличностную, межличностную, сферу адаптивности, сферу управления стрессом, сферу общего настроения. В общей сложности тест содержит 16 шкал.
В 1995 году вышла книга Д.Гоулмана "Emotional Intelligence", в которой автор презентует "смешанную" модель эмоционального интеллекта:
самопознание – способность идентифицировать собственные эмоции, собственную мотивацию при принятии решений
саморегуляция – способность контролировать собственные эмоции
мотивация – способность пытаться достигать цели
эмпатия – способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям
социальные навыки – способность строить отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении
Именно эта модель EI на сегодняшний день является наиболее популярной.
Также выделяют социальный интеллект как совокупность способностей, определяющих успеваемость социального взаимодействия.
Американский коуч Стивен Кови описывает четыре вида интеллекта:
Физический интеллект
Ментальный интеллект
Эмоциональный интеллект
Духовный интеллект
Сравнительно недавно в литературе появилось понятие положительного интеллекта. Остановимся на нем более подробно. Положительный интеллект – это способность думать положительно, работать над своими деструктивными мыслями сразу после их появления, видеть ситуацию с разных сторон, найти приемлемое решение.
Ширзад Чамин в одноименной книге отмечает: «Позитивный интеллект указывает на вашу способность контролировать свой разум и на то, насколько его работа полезна вам. Вот почему уровень вашего положительного интеллекта определяет, в какой степени вы используете свой истинный потенциал».
Некоторые специалисты считают его надстройкой к эмоциональному интеллекту. Положительный интеллект основан на таких свойствах, как оптимизм, положительное мышление.
PQ – коэффициент положительного интеллекта. Он демонстрирует, сколько в процентах времени наш мозг работает на нас, а сколько против. Например, PQ 60% указывает, что 60% времени является нашим союзником и 40% – врагом.
Стратегии развития PQ
1. Внимательно наблюдать за собой и отмечать негативные мысли и чувства в момент их появленияНа этом этапе мы ослабляем «вредителей», к которым относятся привычки и стереотипы мышления, такие как:
Перфекционизм
Предоставление всему оценке
Стремление всем понравиться
Стремление быть гиперуспешным
Позиция жертвы
Поиск во всем рациональности
Слишком жесткий контроль
Неугомонность
Игнорирование проблем, маскировка такого поведения под положительность
2. Усилить следующие свои умения:
Исследовать
Сопереживать себе и другим
Создавать новые подходы и нестандартные решения
Выбирать тот путь, который отвечает вашим ценностям
Делать решительные и активные действия, без ограничений, вмешательств, отвлечений, которые могут исходить от «вредителей»
3. «Прокачка» положительного интеллекта. Важно фокусироваться на положительных мыслях, изменениях, событиях
Например, можно вести дневник «Что положительного произошло сегодня» или «Дневник успеха», где отмечать каждый день свои достижения даже незначительные.
Каким бы видом интеллекта человек не заинтересовался, важнее то, что он изъявил желание изучать и совершенствовать себя.
Автор: Артём Маслов. Соавтор: Владимир Романов
Похожие статьи