Три драйвера содержания линейного персонала в розничных сетях

HR (перейти в категорию)

Удержать невозможно уволить. Каждый работодатель ставит запятую там, где считает нужным. А точнее, в зависимости от того, работают ли инструменты и рычаги удержания персонала в компании. Ритейл, как обычно, на передовом рынке труда и вынужден искать решения поминутно.

По статистическим данным, среднегодовая текучесть персонала в ритейле достигает 80%, и это норма. Средняя продолжительность работы в компании одного работника составляет 6 месяцев. С такими нелестными цифрами очень сложно бороться, особенно в высококонкурентной среде, где царит рынок кандидата.

В условиях, когда работодатель борется за каждого работника, содержание персонала является одной из наиболее важных тем. Правильно построенные инструменты дают работодателям не просто конкурентное преимущество, но снижают затраты на подбор и увеличивают эффективность персонала, а это влияет на прибыль компании.

Давайте рассмотрим, какие из инструментов содержания персонала работают в ритейле.

1. Сбалансированная система адаптации на рабочем месте

Несколько ключевых условий:
В процессе адаптации должны участвовать только мотивированные работники. Навязанная роль наставника вызывает негатив у работников, который очень быстро распространяется на новичков. Это ускоряет процесс их увольнения.
Наставником может являться любой работник, кроме непосредственного руководителя. Очень часто в операционной суете руководитель работает в режиме многозадачности и держит под контролем большое количество процессов, пока стажер остается один на один со своими вопросами и ошибками в работе. Руководитель тратит время на новичков по остаточному принципу, что создает негативный опыт у последних и приводит к частым увольнениям именно в первый месяц работы.
Следует создать систему поддержки для наставников. Потому что в процессе работы с новичками наставники сталкиваются с возражениями, сомнениями и множеством вопросов. Постоянное обучение других часто приводит к выгоранию и требует профилактики.
Результаты работающей системы адаптации дают понижение текучести персонала в период испытательного срока на 35%.

2. Создание благоприятных условий труда для линейного персонала

Ключевым фактором среди условий труда есть гибкие графики работы. Ведь главным трендом последних лет является поиск баланса между работой и личной жизнью, в частности, для линейного персонала.

Для работодателя этот фактор достаточно сложный в реализации, так как требует значительных усилий в обеспечении магазинов необходимым количеством персонала на смене. Но практика использования гибких графиков доказывает свою эффективность в цифрах. Текучесть персонала, работающего по гибкому графику, на 50% ниже, чем среди работников с установившимся графиком работы. А расходы на фонд заработной платы персонала с гибкими графиками ниже фонда заработной платы с установившимися графиками на 30%.

Несколько ключевых условий для успешной реализации гибких графиков:

Для минимизации рисков на смене следует всегда работать с двумя видами графиков одновременно. Часть работников работает по установившемуся графику, часть – по гибкому.
Условия оплаты труда должны быть сбалансированы в соответствии с функциональными обязанностями и отработанными часами.
Доля персонала с гибким графиком не должна превышать 30% от основного штата. Особенно если компания работает в бизнесе с большим количеством сделок с товаром.
Профиль кандидата на работу с установившимся графиком существенно отличается от профиля кандидата с гибким графиком. Процесс подбора персонала следует строить по-разному, учитывая все факторы.
Результатом эффективной реализации инструмента является увеличение среднего срока работы работника компании на 50%.

3. Стабильность и защищенность компании

Этот драйвер приобрел свою актуальность за последние два года в связи с пандемией. Каждому работнику в сфере торговли важно понимать, что он не останется без работы из-за карантинных ограничений. Non food retail находится в самой большой зоне риска. Именно поэтому одна из главных причин увольнения работников – это страх потерять работу.

Несколько ключевых условий успешной реализации стабильности и защищенности персонала в компании:

Своевременное информирование персонала о любых изменениях в работе компании. Честные и прозрачные коммуникации помогут создать доверительную атмосферу, что снижает текучесть персонала на 15%.

Создание программ занятости работников на период жестких локдаунов. Для многих сетевых компаний паузы в работе магазинов могут использоваться для реализации других важных задач, например, проведения инвентаризаций, изменения планограмм и т.д. Такая занятость сохранит рабочие места и поможет компании реализовать важные задачи. Главное – своевременное информирование персонала о таких программах.
Реализация всех мер защиты персонала при тесном взаимодействии с клиентами. Линейный персонал находится в постоянном контакте с множеством людей, что создает дополнительные риски для здоровья работников.
Результатом эффективно реализуемой системы защиты линейного персонала является снижение текучести на 10-15%.

Следовательно, строя систему удержания персонала следует отслеживать все важные показатели текучести и максимально оперативно корректировать инструменты.