Мы оповестим вас о поступлении товара по указанному email или телефону


    
    
    

	    

Шишкин Иван Иванович

1832—1898
Шишкин Иван Иванович
Иван Иванович Шишкин родился в небольшом провинциальном городке Елабуге, в семье купца, торговавшего зерном. Но не только торговля занимала отца будущего художника – Иван Васильевич Шишкин был одним из известнейших и уважаемых горожан. Он живо интересовался историей и археологией, увлекался инженерным делом, участвовал в разработке и постройке городского водопровода, тратил немалые деньги на реставрацию местных памятников старины, написал «Историю города Елабуги» (и его книгу издали в Москве), а затем стал почетным членом Московского археологического общества. В купеческом доме была хорошая библиотека, и младший сын купца, Иван, с ранних лет отличался любознательностью и склонностью к изучению различных наук. Именно отец привил ему интерес «ко всевозможным предметам науки и жизни», и это осталось в душе художника на всю жизнь. 

Рядом с городом протекала живописная река Кама, со всех сторон Елабугу окружали густые леса, озера, луга, покрытые цветущим разнотравьем, и поездки с отцом, развозившим зерно, превращались для маленького Вани в увлекательное путешествие по заповедным местам родного края. После таких путешествий у мальчика возникало желание запечатлеть все, что ему особенно запомнилось – так, еще в детстве, у Ивана Шишкина появились зарисовки лесных опушек, речных берегов, луговых цветов. Позже, когда Шишкин стал уже знаменитым мастером пейзажа, рисунки оставались основой его творчества, бесценным багажом наблюдений и знаний, всю жизнь копившихся в его альбомах и художественных папках. Как рассказывали о Шишкине его близкие, он «не пропускал ни одной интересной фигуры, ни дерева, ни коровы – сейчас же все зачерчивалось в книжечку». Все это стало своеобразным дневником художника, в котором он изучал природу и размышлял о ней. 

Отец пытался привлечь Ивана к торговому делу, но не очень огорчился, когда увидел, что сын думает только о рисовании. Он даже стал приобретать специально для Ивана книги по искусству, а когда юноша в 20 лет твердо решил стать художником, именно отец, несмотря на возражения матери, отпустил сына на учебу в Москву. 

В августе 1852 года Шишкин успешно поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и продолжил увлеченно заниматься изображением природы. Постоянным местом работы «на натуре», то есть в живом природном окружении, для студентов-художников были парки в Сокольниках, Останкине, ездили они и в окрестности Троице-Сергиевой лавры. «Работал Шишкин без устали, – вспоминали о нем, – иногда дни и ночи, рисовал в один день то, что другие делали неделю». Учителя хвалили его талант и трудолюбие и приучали еще глубже, еще внимательнее всматриваться в жизнь природы. Так создавался особый метод работы Шишкина, который потом назовут «лабораторным» (из-за точнейшего, научного наблюдения и, главное, знания природы –до самых мелочей, до каждой травинки, листика, камешка, кусочка мха или коры). Основой работ Шишкина стал тщательный, безупречно точный рисунок. Его мастерство рисовальщика достигло со временем таких высот, что зрители смотрели на него как на волшебника, из-под «корявых, мозолистых от работы пальцев» которого каким-то чудом выходили изящные и блистательные рисунки. 

В январе 1856 года, по окончании Московского училища, Шишкин поступил в Петербургскую академию художеств и сразу поразил профессоров своим мастерством – как говорили, он и в Петербурге приобрел «почти всеобщее уважение, как было и в Москве». Он начал получать награды за картины, в 1862 году поехал в числе лучших учеников академии за границу. Но множество новых впечатлений и восторги публики («От моих рисунков здесь просто рот разевают» – сообщал Шишкин из Германии) – ничто не могло ослабить его любовь к родным пейзажам. Вернувшись из-за границы, художник сразу же поехал на родину, в Елабугу. И с тех пор он писал только русскую природу. Его любимой темой стал лес – с дремучими чащами, могучими стволами вековых деревьев, разнообразием трав, мхов и цветов, укрывающих нехоженые лесные уголки. Пейзажи Шишкина почти всегда безлюдны, в них нет ощущения сиюминутности, дуновения ветра, шелеста листьев. В тишине и величавом покое застывшего перед зрителем леса ничто не мешает «войти» в пространство природы. Здесь, в глубине лесного «интерьера», художник все знает, чувствует и замечает – у него все важно, все видно, и все на своем месте в неторопливом течении лесной жизни. И эта жизнь представлена в самом прекрасном, неизменном облике – Шишкин чаще всего пишет лето, разгар дня, вечнозеленые хвойные леса. 

Ко второй половине 1880-х годов, когда Шишкин был уже на вершине художественной славы, в его картинах появилось больше света и воздуха, ему понравилось улавливать изменения в природе (дождь, туман, зыбкие отражения в воде), красочные сочетания стали мягче и богаче в оттенках.  

Шишкин00.jpg
Одной из самых известных и популярных картин этого времени стало «Утро в сосновом лесу» (1889). Известно, что это полотно было написано Шишкиным в соавторстве с другим художником – Константином Савицким. Полагают, что идея создания картины принадлежала именно Савицкому: «Затеял я как-то картину с медведями в лесу, – рассказывал художник в одном из писем, – приохотился к ней И.И.Шишкин и взял на себя исполнение пейзажа». Всем известная требовательность Шишкина к «правильности» изображения леса, вероятно, и заставила его предложить Савицкому совместную работу. При этом Шишкин не собирался «щеголять мастерством», а, как всегда, серьезно и вдумчиво взялся за работу: выполнил несколько набросков и только после этого написал пейзаж, в котором Савицкий разместил фигуры медвежьего семейства. Картина появилась на выставке, очень понравилась зрителям, но многие критики отмечали, что фигуры медведей заметно уступают живописи пейзажа. Заметил это и знаменитый коллекционер П. М. Третьяков, решивший купить картину именно у Шишкина (Савицкому досталась лишь четверть суммы), и участие Савицкого в картине вскоре было забыто, что очень обидело его. И в самом деле, хотя столь узнаваемые «мишки» изображены в центре большой картины, взгляд все равно уходит от них в глубину лесной чащи, окутанной предутренним туманом. Первые лучи солнца уже золотят вершины сосен, а в низине, в овраге, еще густо стелется холодная сиреневая дымка. С любовной тщательностью, густыми, сильными мазками Шишкин выписывает шероховатые сосновые стволы и могучие корни упавшего дерева на первом плане. Узор сплетенных ветвей причудливо выделяется на размытом фоне дальней лесной чащи, наполненной прохладой и крепким духом соснового бора. Именно этот могучий, живой дух леса, уверенность живописи сделали этот пейзаж одним из лучших в творчестве Шишкина.

Репродукция 1: И. Н. Крамской. Портрет художника И. И. Шишкина, 1873. Холст, масло, 110,5 × 78. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Репродукция 2: И. И. Шишкин и К. А. Савицкий. Утро в сосновом лесу, 1889. Холст, масло. 139×213. Третьяковская галерея, Москва

Текст © ООО "Мастер-класс", 2014

Альбом художника:  Набор для рисования картины по номерам – Утро в сосновом лесу

Возврат к списку