Мы оповестим вас о поступлении товара по указанному email или телефону


    
    
    

	    

Поленов Василий Дмитриевич

1844—1927
Поленов Василий Дмитриевич
Василий Дмитриевич Поленов родился в 1844 году в Петербурге в родовитой дворянской семье. Его мать писала детские книги и занималась живописью (в молодости она была знакома с прославленным художником Карлом Брюлловым и брала уроки у одного из его учеников). Отец был крупным чиновником и дипломатом, в то же время увлеченно занимался историей и археологией, писал научные труды. В доме Поленовых была прекрасная библиотека, в гости приходили ученые, писатели, музыканты, художники, и маленький Василий с детства интересовался науками и искусством. Отец будущего художника с гордостью сообщал знакомым, что дети (у Василия Поленова были еще брат и две сестры) часто ходят с матерью в Академию художеств, «понимают и восхищаются». 

В семье Поленовых заботились, чтобы дети росли всесторонне образованными людьми – к ним приходили педагоги из Академии художеств, все занимались музыкой. Благодаря этому позже, в кругу своих собратьев-художников, Поленов будет удивлять всех своими разнообразными талантами: он был прекрасным художником и театральным декоратором, с успехом занимался архитектурой, проявил себя как музыкант и композитор и даже вполне успешно выступал на любительской сцене как актер и режиссер. Не только образование, но и яркие впечатления детства помогли развиться художественному дару Поленова – он с нежностью вспоминал родительскую усадьбу в Имоченцах, на высоком берегу реки Оять. Это был северный лесистый Олонецкий край, поражавший мальчика строгой красотой и безмятежным покоем. Здесь на «чудных берегах», как говорил Поленов, он получил «огромный запас художественных и духовных сил» на всю жизнь. Родившись в Петербурге, он так и не полюбил суету городской жизни. 

Родители Поленова не представляли будущее сына без серьезного университетского образования, и потому он, окончив гимназию, поступил в 1863 году в Петербургский университет. Одновременно, повинуясь уже собственной мечте, юноша стал посещать занятия в Академии художеств. Можно представить, как нелегко было Поленову совмещать учебу в университете и академии, но он с блеском справился. В 1871 году он с отличными оценками сдал выпускные экзамены на юридическом факультете университета и защитил диссертацию, а в академии в том же году получил большую золотую медаль и право на 6-летнюю заграничную поездку. Такие поездки за счет академии помогали лучшим ученикам расширить творческий кругозор и окончательно выбрать свой путь в искусстве. 

Побывав в Германии и Италии, Поленов приехал в 1873 году в Париж к другу и соученику по академии Илье Репину. Он на время поселился в репинской мастерской и пользовался советами товарища, уже освоившегося в многообразии парижской художественной жизни. В обилии впечатлений Поленов искал «самого себя», свою тему и манеру. «Я перепробовал все роды живописи, – писал он родным, – и решил, что ближе всего [мне] пейзажный бытовой жанр, которым я и займусь». Поленов и Репин в то время строили творческие планы, решили, когда вернутся на родину, поселиться в Москве, чтобы «подышать воздухом» русской старины и посвятить этой теме картины. «У меня Москва идеально засела в голове», – писал Поленов в одном из писем. 

Но неожиданно для многих в сентябре 1876 года Поленов отправился в составе русской армии на сербско-турецкий фронт – Россия помогала сербскому народу освободиться от турецкого господства. На войне художник поразил окружающих своим спокойным бесстрашием и был награжден сербскрой медалью «За храбрость». Военные впечатления отразились в многочисленных рисунках Поленова, но это не были сцены боев, он не хотел изображать, как он сам говорил, «сюжеты человеческого изуродования и смерти». 

В марте 1877 года Поленов, наконец, поселился в Москве. Он нашел себе квартиру в центре города, недалеко от Арбата, в Трубниковском переулке. Как он сам позже рассказывал, первый же взгляд в окно нового жилища заставил его взяться за краски: он увидел маленький дворик с зеленой лужайкой и храмом невдалеке, в безмятежной тишине греющийся в солнечных лучах. После ужасов войны художник всей душой ощутил радость жизни, неспешно текущей здесь, посреди домов, сарайчиков, садов и огородов. На первом наброске одной из картин Поленов запечатлел дворик таким, каким он был виден в окне – безлюдным, по-домашнему простым и уютным. Позже, словно подчеркивая живую душу этого места, художник «населил» дворик людьми и животными – такой и предстала перед зрителями его картина «Московский дворик» (1878). Ее сразу заметили и полюбили, хотя сам художник почти извинялся, посылая картину на выставку: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи…». Но именно эта «обыкновенность» сюжета наполнила картину радостной сердечной теплотой. Позднее художник немного расширил картину по сравнению с первым вариантом, «увел» взгляд в глубину, написав справа еще одну церковь и небольшой особняк перед ней – словно и там, и везде в сердце старой Москвы течет жизнь таких маленьких двориков с их привычным спокойным укладом. И кажется, везде так – гуляют куры, сушится белье, играют дети, женщина несет воду, дремлет запряженная в телегу лошадка…  

Поленов000.jpg

В центре картины – закрытое от «внешнего мира» домами, деревьями и заборами пространство дворика, поросшего травой, лопухами и ромашками. Ничто и никто не мешает здесь вольной силе жизни – густые ветви заросшего сада ложатся на старый забор, крона молодого дерева «прорвалась» к солнцу у самой стены покосившегося сарая. Здесь перекликается прошлое и будущее – как и люди, стареют дома и деревья, но свежо зеленеет молодая поросль и звенят детские голоса. Сияние солнца живет во всем – в золотых куполах храма, в легких облаках, в нагретых досках стен и заборов, в воздухе погожего дня, в светлых волосах ребятишек, в белизне одежды, в «брызгах» ромашек на теплой зелени травы… 

И в красках картины чувствуется движение жизни: светлая, теплая палитра цветов удивительно точно передает скольжение солнечных лучей и теней от облаков, прохладный сумрак старого сада и жаркое дыхание летнего дня. Поленов избегает резких переходов цвета, он легко и уверенно, словно наслаждаясь богатством оттенков зелени и небесной синевы, ведет взгляд зрителя от более густых, насыщенных тонов на первом плане правее и вглубь, туда, где царит солнце, где краски высветлены его горячим блеском. Но при всей продуманности и точности картины, художник ни на миг не потерял радость первого впечатления, восторг от красоты мирной жизни.

Репродукция 1: И. Е. Репин. Портрет художника В. Д. Поленова, 1877. Холст, масло, 80 x 65. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Репродукция 2: В. Д. Поленов. Московский дворик, 1878. Холст, масло, 64,5×80,1. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Текст © ООО "Мастер-класс", 2014

Альбом художника:  Набор для рисования картины по номерам – Московский дворик

Возврат к списку