Мы оповестим вас о поступлении товара по указанному email или телефону


    
    
    

	    

Васнецов Виктор Михайлович

1848―1926
Васнецов Виктор Михайлович
Виктор Михайлович Васнецов родился в Вятской губернии, в семье сельского священника. Будущего художника окружала тихая, строгая красота северной природы. Любовь к тишине и просторам родных мест осталась в его душе навсегда. В большой семье было шесть сыновей, друг за другом они покидали родительский дом, начиная самостоятельную жизнь. Один из младших братьев Виктора – Аполлинарий – тоже стал известным художником. 

Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии и мог бы стать священником, если бы не мечта о художественном пути. В 19 лет молодой человек уехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Во время учебы он подружился с ровесниками, тоже ставшими позже знаменитыми художниками, – И. Е. Репиным, В. И.  Суриковым, В. Д. Поленовым. Среди них он сразу почувствовал себя «своим», они все «горели» новыми идеями, мечтали о великих картинах во славу русского искусства. «Недоставало нам сказки, и ты пополнил это», – сказал Васнецову один из собратьев-художников. Постепенно известность Васнецова росла, одну за другой живописец показывал свои новые работы на выставках в России и Европе, но самым знаменитым его творением стала картина «Богатыри». Васнецов всегда подчеркивал, что его былинно-сказочные образы – не иллюстрация, не просто момент какой-то истории, а образы «нашего прошлого, наши грёзы, мечты», в которых отражается «вечное и непреходящее». Поэтому в его картинах нет шума и суеты, всё замирает в задумчивом покое, тихой грусти или неторопливом величии. Это прекрасный сон о прошлом  – далеком, но незабываемом. 

В своих произведениях Васнецов старался уйти от ощущения реальности, у него не было бытовых подробностей, на лицах не отражались сиюминутные чувства. Взгляд художника переносил на картину не просто виды природы, людей или животных. Всё и все становились поэтическими, сказочными, обобщенными образами – добрыми молодцами и красными девицами, здесь и конь должен быть удалым, и ветер буйным, степь – раздольною, земля – родимою…

Васнецов с юности любил образы русской старины, был знаком с искусством иконописи, рисовал для журналов иллюстрации к сказкам. В 1871 году он сделал первый карандашный набросок будущей картины о русских богатырях, через пять лет изобразил свой замысел в красках, но только в 1898 году, почти через тридцать лет, окончательно завершил свой грандиозный труд. У Васнецова была удивлявшая многих способность одновременно и с одинаковым увлечением заниматься несколькими серьезными работами. Он писал картины и декорации к спектаклям, украшал фресками и мозаиками храмы, но никогда не забывал о «Богатырях»: «Они всегда были передо мною, к ним влеклось сердце, и тянулась рука!» Неторопливо, вдумчиво, с огромным вниманием к деталям Васнецов работал над картиной. Как он сам объяснял свой замысел, былинные богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович стоят в дозоре, «примечают в поле, нет ли где врага, не обижает ли кто кого».

Спокойно и величаво возвышаются их фигуры посреди пейзажа, наполняющегося тревогой. Клубятся хмурые тучи, ветер колышет ковыль и конские гривы, но богатыри непоколебимы, как холмы за их спинами. 

Васнецов0000.jpg

Как рассказывал Васнецов, на образы богатырей его вдохновили могучие дубы в усадьбе Абрамцево, где у художника была мастерская. «Это  же наша матушка-Русь, – восхищался художник вековыми деревьями, – её голыми руками не возьмёшь!» Богатыри Васнецова крепки своей силой и духом боевого братства, они разные. Это подчёркнуто не только одеждой и позами, но и цветом коней. Богатыри Васнецова неразрывно, на века вместе. Именно так – в ряд, всех вместе, показывает их художник, не забывая отметить яркие характерные черты каждого: строгую сдержанность Добрыни, грозную силу Ильи, молодцеватость юного Алёши. В облике Добрыни современники видели черты самого Васнецова. По-разному ведут себя и богатырские кони. Один, вскинув голову, тревожно раздувает ноздри, другой, кося «ярым», кровью налитым оком, изгибает могучую шею, третий склоняет голову к траве. Это не эпизод былинного рассказа, здесь богатыри – вечные защитники и хранители покоя родной земли, пейзаж собирается вокруг их исполинских фигур, словно вырастающих в небеса. Взгляд зрителя обращен к ним снизу, вместе с цветами и малыми деревцами мы словно льнем к тем, кто непременно защитит от любой беды. 

Художник пишет на огромном полотне большими цветовыми пятнами, его кисть движется широко и свободно, повторяя вольное движение степного ветра. Выделяя сочным цветом фигуры богатырей, Васнецов «закрепляет» их в пространстве, взгляд возвращается к ярким деталям, художник позволяет себе полюбоваться «мелочами» – красивыми деталями одежды и конской сбруи. Цвет на картине не подчиняется погоде, естественному освещению – он живет сам по себе, сказочно прекрасный, напоенный внутренним сиянием, что так созвучно «миру грёз».

Васнецов был тонким знатоком русской истории и быта, неслучайно он так точно выписывал одежду, кольчуги, оружие, обувь, стремена. Для него это было свидетельство, что русский дух не исчез и всегда будут на нашей земле те, кто, не щадя себя, защитит родную землю. 


Репродукция 1: М. В. Нестеров. Портрет художника В. М. Васнецова. 1925. Фрагмент. Холст, масло. 96 х 107. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Репродукция 2: В. М. Васнецов. Богатыри. 1881−1898. Холст, масло. 295,3 х 446. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Текст © ООО "Мастер-класс", 2014



Альбом художника:  Набор для рисования картины по номерам – Богатыри

Возврат к списку