Мы оповестим вас о поступлении товара по указанному email или телефону


    
    
    

	    

Левитан Исаак Ильич

1860―1900
Левитан Исаак Ильич
Знаменитый пейзажист Исаак Ильич Левитан родился в небольшом литовском городке Кибартай (Кибарты) в семье железнодорожного служащего. В семье было два сына и две дочери. Отец художника очень хотел дать детям хорошее образование, и поэтому в начале 1870-х годов семья переехала в Москву. Вслед за старшим братом Исаак в 13 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Когда один за другим умерли родители, подрастающие дети оказались в тяжелейшем положении – у них не было дома, нечем было платить за учебу. Старший брат оставил учебное заведение, но Исаак, как мог, боролся за свою мечту – он готов был голодать, ночевал на скамейках в парке, тайком ночевал в здании училища, но не бросал занятия живописью. 

Его талант быстро заметили: преподававший в училище замечательный художник А. К. Саврасов, автор прославленной картины «Грачи прилетели» (1871), в конце 1876 года взял Левитана к себе в пейзажный класс. Учитель и ученик легко нашли общий язык: Саврасов увидел в работах юноши умение «слушать» природу, улавливать тончайшие оттенки ее настроения, то  есть всё то, что стремился и сам передавать на своих картинах. Саврасов всей душой уходил в процесс творчества, он особенно любил работу на натуре, то есть в живом природном окружении, и к этому приучал подопечных. Левитан хорошо усвоил эти уроки, он стал мастером «пейзажа настроения», совмещая образы природы с собственными чувствами и раздумьями. Вместе с художником мы ощущаем сумрачную тишину осеннего леса, свежий, радостный ветер над простором реки, долгий летний закат над затихающей землей… Неслучайно так полюбились Левитану меняющиеся, живые образы природы – стелющийся туман, пелена дождя, плывущие облака, облетающая листва, рябь на воде, полосы света и тени, солнечные блики. Жизнь природы на его картинах течет «здесь и сейчас», она не застывает ни на миг и остается прекрасной в  каждое мгновение своего бытия. 

С середины 1880-х годов, когда Левитан стал известен любителям искусства, а его картины тепло встречали на выставках, нужда отступила, и художник мог спокойно заниматься любимым делом. Он с удовольствием отправлялся в путешествия, писал Крым, Альпы, виды Венеции, но каждый раз начинал тосковать по родным местам: «Природа здесь только вначале поражает, а после становится ужасно скучно и очень хочется на север», – признавался Левитан в одном из писем. Пусть и очень красивая, но «чужая» природа не трогала глубоко его душу, лучшие и любимые темы для своих пейзажей он находил в средней полосе России – на Волге или в окрестностях Москвы и Твери. 

Из четырех времен года художник, склонный к печали и одиноким раздумьям, особенно любил осень. Во всем богатстве красок, оттенков, форм, настроений он запечатлевал ее переменчивый облик, находя все новые и новые мотивы в музыке осенней природы. У Левитана около ста осенних пейзажей, все они разнообразны, но самой знаменитой среди них стала картина «Золотая осень» (1895). Она пронзительна по своей эмоциональности и для самого художника, и для других русских осенних пейзажей, ведь обычно это время года описывается как «тихое природы увяданье», грустное прощание с уходящим летом, с былыми радостями. А у Левитана получился гимн все еще яркому солнцу, праздничному буйству красок, неиссякаемой силе жизни природы, ее пусть прощальной, но ослепительной красоте.

На рубеже 1894–1895 годов, словно спохватившись, Левитан вдруг расстался с привычной для его пейзажей печалью и обратился к радостным и светлым темам, хотя в его жизни в это время ничего счастливого не было. Врачи обнаружили у него тяжелую болезнь сердца, которая всё усиливалась, он остро ощущал своё одиночество и жаловался в письмах другу, писателю А. П.Чехову, на «чёрную тоску» и отчаяние. Понимая, что жить ему, возможно, остается не так много, живописец как будто осознал, что он может не успеть порадоваться «осени» и в своей собственной жизни, насладиться каждым ее моментом. Один за другим художник написал пейзажи, наполненные солнечным сиянием, воздухом, свежестью, – «Март», «Золотая осень», «Свежий ветер. Волга». И в те же дни, волнуясь, делился своими мыслями с собратьями-художниками: «Надо побороть и забыть свои страдания, надо пользоваться жизнью, ее светом, ее радостью, как блеском солнечного дня!»

Репродукция Золотая осень



Левитан написал «Золотую осень» в московской мастерской с наброска, созданного на пленэре, на открытом воздухе. Основой для картины стал вид на реку Съежа в Тверской губернии, где поблизости, в усадьбе Горка, художник гостил. Березовая роща, косогор, неширокая река, поля вдалеке, деревенька, полоса леса, высокое небо с размытыми ветром облаками – всё это широко развернуто перед зрителем и дает почувствовать прохладу осеннего простора, музыкальное созвучие звонких красок. Цвета в картине то поют отдельно, то эхом вторят друг другу, то сливаются в общий хор. Оранжево-золотые кроны берез трепещут солнечными бликами, дыханием осеннего ветра. Краска буквально вскипает на холсте объемными, густыми мазками, превращаясь в массу шелестящей золотистой листвы. Это сияющее пятно движется вниз и вправо, спускается к реке, вспыхивает на другом берегу, эхом отзывается в дальнем лесу и как будто угасает в багрово-коричневых и зеленоватых тонах у правого края картины. Там и кисть художника движется уже не так широко и смело, короткими штрихами выписывая шероховатый ковер подсохшей травы. Холодная, густая синева тихой реки несет в себе отблеск сверкающего солнцем неба и багряные тени прибрежных кустарников. Эти перекликающиеся и вспыхивающие, как фейерверк, осенние краски, победное звучание синего и золотого цветов, объединивших голоса неба и земли, создали незабываемый образ праздника природы.

Репродукция 1: В. А. Серов. Портрет художника И. И. Левитана. 1893. Фрагмент. Холст, масло. 82 х 86. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Репродукция 2: И. И. Левитан. Золотая осень. 1895. Холст, масло. 82 х 126. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Текст © ООО "Мастер-класс", 2014

Альбом художника:  Набор для рисования картины по номерам – Золотая осень

Возврат к списку