Мы оповестим вас о поступлении товара по указанному email или телефону


    
    
    

	    

Покровский собор

Москва. Красная площадь. Храм Василия Блаженного
Покровский собор
1613 год, Собор Покрова Божией Матери на pву, церковь Василия Блаженного

Красная площадь не сразу стала главной достопримечательностью столицы. Исторически люди в больших городах селились поближе к надежной крепостной стене. Пожары случались часто, и от них страдали не только дома, но и крепость. Поэтому царь Иван III запретил строительство домов у северо-восточной стены Кремля. Здесь разрешалось только торговать. На месте пустыря образовалась торговая площадь, которую стали называть Троицкой – по имени церкви Святой Троицы, «что на рву».

В 1552 году царь Иван Грозный отправился на войну против Казанского ханства и остатков Золотой Орды. Царь дал обещание в случае победы построить на площади возле Кремля огромный храм. Пока шла война, в честь каждой крупной битвы рядом с Троицкой строились другие деревянные церкви по имени святых, в день почитания которых были одержаны победы. Центральную церковь (предел) посвятили празднику Покрова Богородицы – именно в этот день была разрушена стена Казанской крепости и город был взят.

Второе название собору дано в честь известного в те времена в Москве богомольца Василия, прозванного за необычный нрав «юродивым» и «блаженным». Как повествует церковное придание, он родился в декабре 1469 года в селе Елохово (сейчас это место недалеко от центра Москвы). Всю жизнь до старости Василий учил народ нравственной жизни. Жил он на торговой площади подле Кремля и ходил почти без одежды. Как пишут летописцы, сам царь побаивался и чтил блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». В 1588 году после смерти и канонизации Василия над местом его погребения к стене Троицкой церкви был пристроен придел, который так и назвали – храм Василия Блаженного.

История строительства собора окутана тайнами. До сих пор неизвестно имя архитектора. Возможно, это был псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. Возможно, Барма и Постник – два разных архитектора. После завершения строительства прошел слух, что Иван Грозный ослепил создателей собора, чтобы они никогда больше не смогли создать подобное чудо. Вероятнее всего, храм построил неизвестный итальянский мастер.

Одни историки считают, что Покровский собор – неточная копия казанской мечети Кул-Шарифа. Якобы после победы над ханством Иван Грозный повелел мечеть снести, а ее главы отвезти в Москву. Другие историки уверены, что архитектура собора символизирует божественный город, Небесный Иерусалим, таким, как его представляли себе царь и архитекторы.



Покровский_текст_анонс_2.jpg Купола церквей: Василия Блаженного (1), Колокольня (2), Покрова Богородицы (3), Святой Троицы (4), Входа Господня в Иерусалим (5), Григория Армянского (6), Александра Свирского (7), Варлаама Хутынского (8), Трех Патриархов Константинопольских – Александра, Иоанна и Павла Нового (9), Николая Чудотворца Великорецкого (10), Киприана и Иустины, Адриана и Наталии (11).



Частые пожары в деревянной Москве вредили Покровскому собору. Каждый раз при ремонте собора его облик менялся. В конце XVI века появились известные нам фигурные главы — взамен сгоревших во время очередного пожара.

Покровский собор – одна из самых известных достопримечательностей России, главный символ столицы, сокровище древнерусского церковного зодчества. В соборе девять иконостасов, в которых находится около 400 древних икон. Высота собора – 64 метра, что редкость для зданий XVI века. При всем великолепии своего внешнего облика внутри Покровский собор совсем небольшой, и, несмотря на кажущуюся разрозненность, все его церкви объединены коридорами и переходами. Купола собора ориентированы по сторонам света, как компас. Колокольня была сооружена на месте древней звонницы. После долгого молчания колокола снова звонят. Сегодня собор – это и действующий храм, и одновременно филиал Исторического музея.

Покровский_текст2.jpg

Многие художники рисуют Покровский собор. Одна из самых известных и необычных картин создана в 1913 году Аристархом Васильевичем Лентулым. Стиль композиции – кубизм с элементами народного искусства. Работа написана маслом на холсте с использованием бумажных наклеек. Размер картины 170,5 х 163,5 см. Увидеть ее можно в Государственной Третьяковской галерее в Москве.




Текст © ООО "Мастер-класс", 2014

Альбом художника:  Набор для рисования картины по номерам – Покровский собор

Возврат к списку